The Longbow Club - Лонгбоу клуб Средневековые лучники
О Лонгбоу Клубе Организация Правила Турниры Рейтинг Библиотека Мастерские Галерея Форум Контакты

Пью от души теперь я за гусиные серые перья и за родину серых гусей!

Библиотека

Как хранить деревянные луки

О тетивах для лонгбоу

Наконечники стрел 14-15 в.

Правила лучных турниров 16 в.

Луки в средневековой Ирландии

Лонгбоу в музеях

О щитах в 15 в.

Стеганые доспехи 14-15 в.




Библиотека Лонгбоу Клуба

Стеганые доспехи 14-15 в.

краткий обзор

Как правило первое, с чего начинается собирание комплекта реконструкции какого-либо средневекового доспеха – это защита корпуса и головы. При реконструкции комплекта доспеха на пехотинца – арбалетчика, лучника, копейщика, хэндганнера, или алебардиста, возникает необходимость подобрать наиболее исторически типичный, дешевый, и вместе с тем защищающий, легкий и удобный доспех. Как правило, наиболее популярным и отвечающим этим требованиям является стеганый доспех.

При реконструкции же рыцарского полного латного доспеха встает вопрос о поддоспешной одежде.

В настоящее время в военно-историческом движении средневековья заметен постоянный рост качества костюмов, однако вместе с этим ситуация со стеганой одеждой военного типа продолжает оставаться крайне удручающей. Более 95% всей стеганой одежды, наблюдаемой автором на участниках разнообразных массовых средневековых фестивалей, совершенно не имеют каких-либо исторических аналогов. Данная статья возможно послужит улучшению ситуации на этом поле.

Краткая историческая справка

Рассматривая европейское Средневековье, можно впервые встретить упоминания военной одежды стеганого типа в Греции в 11 в.
Так называемый «льняной панцирь» Конрада Монфератского (1185-1190 г.) - кабадион, это короткая безрукавка – «пончо», из множества (как правило 18) простеганных слоев войлока или льна, провощенных или пропитанных вином или уксусом. Другой тип стеганки, известный из «Тактики» Льва VI, «Стратегикона» Маврикия - из нескольких опять же простеганных между собой слоев льна и шелка со слоями ваты между ними.

Отметим, что данный тип доспеха был известен и употребим в раннее Средневековье исключительно в Византии. О стеганых же доспехах у викингов, или жителей древней Руси, «молчит наука».

Вообще говоря, на Руси первые упоминания о стеганых доспехах – тегиляях – известны не ранее 16 века.
В Западной же Европе появление стеганых доспехов можно обнаружить в 13 веке.

Терминология.

Разделяя по применению, можно определить три типа военной одежды стеганого типа 14-15 века:

1. Одежда, которая служит самостоятельным, недорогим доспехом -преимущественно для небогатых солдат.
Она соответственно наблюдается на миниатюрах в комплекте с остальными деталями рассматриваемых комплектов - преимущественно только с пехотными (открытами, без забрал) шлемами, и (иногда) вместе с другими пехотными доспехами - отдельными нагрудниками или бригантинами.

Известно два типа подобной одежды:

1.1 Стеганки из 2-х слоев холста или льна, набитые паклей, конским волосом или шерстью. Эти толстые стеганые набивняки также называют гамбезоны (gambeson). Используются в виде основного доспеха. Под них могут поддеваться кольчуги.
1.2. Стеганки из множества (от 12 до 30) простеганых вместе слоев холста или льна. Эти стеганки называют жаками (jack). Могут использоваться как самостоятельный доспех, иногда имеют подкладку из кольчужного полотна или роговых пластинок. Поверх жаков могут также надеваться пехотные нагрудники или бригантины.

2. Одежда, которая одевается ПОД латный доспех и которая служит для закрепления деталей доспеха на теле. Фасоном схожа с гражданской верхней одеждой. Основная функция - предохранять и амортизировать тело от трения латных деталей доспеха о него и обеспечивать удобное крепление элементов доспеха на нем. Очень часто на ней крепятся кольчужные элементы в местах, не прикрытых латами - кольчужный воротник, кольчужные рукава. Поверх часто одевается кольчужная юбка.
Соответственно данный тип одежды сочетается исключительно вместе с полным (или частичным) латным доспехом.

Как правило, это стеганки из нескольких слоев ткани (льна или холста) как жаки, или из 2-х слоев ткани с простеганой подкладкой из мягкой ткани, хлопка, шерсти или ваты. Часто покрышка - из шелка или другой дорогой ткани.
Эти стеганки иногда называют пурпуэны, или военные дублеты (arming doublet) по аналогии с гражданской одеждой такого же типа.

3. Одежда, которая одевается НА латный доспех. Соответсвенно она наблюдается на миниатюрах только в комплекте с остальными деталями латного доспеха ее владельца. Предназначение этой одежды не очень понятно - возможно, она несет утепляющую функцию в холодное время года для владельца доспеха, а возможно, более эффективно предохраняет от повреждений от инерционного оружия дорогой доспех ее владельца. Также, в случае изготовления из дорогой ткани (бархат, шелк, парча) она может почеркивать богатство ее владельца, т.е. служить украшением.

Как правило, это налатники-стеганки из 2-х слоев ткани с простеганой подкладкой из мягкой ткани, хлопка (отсюда появился термин акетон), шерсти или ваты. Часто покрышка - из шелка или другой дорогой ткани, иногда - расшитая гербами. Иногда эти стеганки также называют пурпуэнами.

14 век

В 14-м веке еще не произошло разделение военных одежд стеганого типа по фасонам и по применению. Так, гамбезоны и жаки, носимые пехотинцами, практически не отличались по фасону от налатников рыцарей. То же самое касается и пурпуэнов. Разница была лишь в богатстве и дороговизне ткани на покрышку.

Пурпуэны
Пурпуэн Карла Блуа 1360-1380 год. Фасоном похож на гражданскую одежду оного периода - котарди.

Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век

Фасон: приталеный,
горизонтальная простежка с спецификой на плечах,
нет воротника,
есть рукава,
распашной.

Покрышка - узорная дорогая ткань. Наполнение - вата.

Вот в стеганке похожего покроя (специфика на плечах) изображен вполне обычный солдат (Италия, ~1380):

Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век

Налатники и гамбезоны

Акетон Карла VI 1370-1400 год, после реставрации (Франция)

Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век

Покрышка - красный шелк.

Такие акетоны служили как арминг дублеты - поддоспешной одеждой - к примеру рыцаря Хохенклингена (ум. 1376, Германия)

Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век

так и налатниками - надоспешным доспехом рыцарей (Англия-Франция, 1370-1390):

Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век

и как гамбезоны - единственным доспехом простых нигадяев-пехотинцев, мародеров и прочих мерзавцев (Англия-Франция, 1370-1390):

Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век

Налатник Черного Принца, 1370-1380 год (Англия)

Стеганка жак гамбезон пурпуэн 14 век

Суммарно:

Цвета - разнообразные, наиболее популярны красный, коричневый, белый, зеленый, синий.
Фасоны: приталеные,
вся вертикальная простежка,
вся горизонтальная простежка,
рукава без простежки корпус вертикальная или горизонтальная,
нет воротника,
есть рукава: короткие либо полные,
распашные и нераспашные.

15 век

В 15-м веке, из-за появления и широкого распространения полного латного доспеха, а также из-за отчетливо появившейся разницы между доспехами рыцарей-всадников и пехоты, появляется бОльшее разнообразие форм и фасонов всех видов стеганой военной одежды.

Арминг дублеты

Arming doublet - поддоспешник, 1450 (Германия)

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век

Фасон арминг дублета подробно описан в английском манускрипте 1450 г. «How a man schall be armyd at his ese when he schal fighte on foote» - «Как должен быть одет воин для пешего поединка».

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век

«…у него не должно быть никакой рубашки под (арминг – пер.) дублетом (пошитым) из ffustean (льняная ткань – пер.) с подкладкой из сатина (ткань типа шелка – пер.), с вырезанными отверстиями (для крепления поножей – пер.). Дублет должен быть крепко сшит, поинты- шнурки должны быть пришиты на сгибе рук спереди и сзади. Для пришнуровывания кольчужных вставок шнурки также должны быть пришиты на сгибе руки и у подмышки. Шнурки должны быть сделаны из тонких веревок, из которых делают тетивы для арбалетов»

и вот он выглядывает из-под кирасы (1440-1460, Фландрия)

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век

несколько джентльменов в арминг дублетах с пришитыми кольчужными вставками и множеством поинтов - ремешков для крепления лат (1475, Фландрия):

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век

Это поддоспешная одежда латников, мэн-эт-армс, рыцарей и прочих счастливых владельцев полных доспехов.

"Книга Турниров" Рене Анжуйского (~1475) рекомендует одевать очень толстые поддоспешники под доспех, набитые ватой.
«Необходимо, чтобы пурпуэн был набит ватой на три пальца толщины на груди и на рукавах, а также сзади, потому что удары мечей и булав наиболее часто попадают в эти места, чем куда-либо еще»
[King Rene's Tournament Book]

Суммарно:

Цвета - разнообразные (наиболее популярные зеленый, некрашеный, красный), покрышка может быть из дорогой ткани.
Фасоны по мотивам гражданской верхней одежды- дублетов: слабо приталеные,
вся вертикальная или вся горизонтальная простежка, или с пришитыми кожаными полосами с креплением поинтов,
есть воротник,
есть полные рукава (с буфами или без),
распашные.
Часто пришивались кольчужные рукава или делались кольчужные вставки на воротник и подмышки.

Сохранился также так называемый "Linenpanzer" (хранится в Историческом музее Берна, кон. 15в) из нескольких слоев льна, специально с дырочками, возможно для улучшенной вентиляции:

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век
по покрою иденичный с популярной нижней одеждой - жилетками-дублетами, к которыми рукава иногда привязывались на шнуровке. В данном случае рукава, возможно, были утеряны.
(более подробная информация)

Жаки и гамбезоны

Жаки для пехотинцев и как они должны быть сделаны часто описываются в ордонансах и статутах исследуемого периода.

"В военных ордонансах Карла, герцога Бургундского, различаются два больших разряда конных стрелков:
а). лучник с лошадью стоимостью не менее 6 франков, в саладе без забрала, в латном воротнике (бувигер? кольчужное горже?), и либо в легкой кольчуге, либо лучше в короткой кольчуге без рукавов, поверх которой надет жак из трех полотнищ провощеного холста, с покладкой из десяти простых холстин; имеет добрый лук и добрый колчан на тридцать стрел, двуручный меч, негнущийся и рубящий (им можно и колоть), обоюдоострый кинжал, сапоги без острого носка, чтобы легко слезать с лошади, а также короткие шпоры"
[Филипп Контамин, "Война в Средние Века" // Ювента, СПб, 2001].

«Луис XI в французском ордонансе примерно 1470 г. дает лучше описание жаков: Мы должны сказать о жаках, что они должны состоять из 30, или по меньшей мере 25 слоев холста или льна, возможно с покрышкой из шкуры оленя; те, которые имеют 30 слоев и покрышку из оленьей шкуры будут лучшей и гибкой одеждой, и лучше для этой цели, если они будут сделаны из четырех частей. Рукава должны быть хорошо пришиты к корпусу, за исключением кожи, и дырочки для пришнуровывания латных частей на рукавах должны быть большими, а сами дырочки должны быть расположены около воротника, но не на ключицах. Воротник должен был «стоечкой», но не слишком высоким сзади, оставляя место для назатыльника салада. Жак должен шнуроваться спереди или застегиваться на пуговицы. Жак должен быть удобным и легким, и одеваться на пурпуэн без рукавов и без воротника, сшитого из двух слоев ткани, и к этому пурпуэну должны крепиться шоссы."
[Gerry Embleton, "Medieval Military Costume" // The Crowood Press 2001]

«Жак и салад были наиболее типичной амуницией хорошо экипированных пеших солдат, эта комбинация появилась не только в описях клерков, но и в контексте, что описывалось символическое описание комбатантов: «Из каждого округа с жаками и саладами должны быть набраны войска», писал Джон Хардинг во времена Войны Роз»
[Gerry Embleton, "Medieval Soldier" // The Crowood Press 2001]

Some 15th century jacks incorporated an internal layer of mail. Sir John Fastolfs' will of 1459 lists some jacks 'stuffed' with mail and some horn plates."
[Gerry Embleton, "English Longbowman" // Osprey Publishing, 2002]

Что касается набивняков-гамбезонов:

"Возможно лучшее описание английского ополчения дано хроникером Домиником Манцини, который наблюдал пехоту, призванную в Лондоне в 1483 г. герцогами Глостером и Букингемским. Эти ополченцы возможно включали северян и валлийцев, которые были заметными среди герцогских сторонников:
"Редко у кого нет шлема, и никого без лука и стрел; их луки и стрелы толще и длиннее чем те, что используются другими народами, как и их тела сильнее чем у других людей, и кажется что их кисти и руки из железа. Дальность стрельбы их луков не меньше чем у наших арбалетов; каждый несет на боку меч не короче наших, но тяжелее и толще. С мечом всегда сопутствует железный щит. Они не одевают никакого металлического доспеха на туловище или другую часть тела, за исключением их лучших воинов, которые имеют нагрудники и полные доспешные гарнитуры. На самом деле, у простых воинов более удобные куртки, которые длиною ниже паха и набиты ватой или другим мягким материалом. Они говорят, что чем мягче куртка, тем лучше они противостоят ударам мечей и стрел, и кроме того летом она легче, а зимой удобнее железа."
[Terence Wise, Gerry Embleton, "The Wars of the Roses" // Osprey Publishing, 2001]

Самый популярный жак на картине Мемлинга (1470-1480), специально для лучников, вертикальная простежка, с буфами, жак белый, лучник с лонгбоу (1470-1490, Фландрия):

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век
поверх надет для усиления защиты пехотный нагрудник.

Вот похожий фасон, хроники Шиллинга, бургундские лучники, жак со стоячим воротником и короткими рукавами-буфами, вертикальная простежка, жак белый, лучник с лонгбоу (1470-1490, Швейцария):

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век

Жак для пехотинцев, квадратная простежка, белый, пехотинец с древковым (1470-1490, Фландрия):

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век

Еще два жака для пехотинцев, у одного квадратная простежка и короткие рукава-буфы с квадратной же простежкой, а от другого выглядывает только рукав с ромбической простежкой и корпус с квадратной простежкой, все белое (внизу в центре):

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век

Жак "мразного стражника", картина М. Грюневальда 1514 г. "Воскрешение Христа", специально изображен персонаж в архаичном доспехе, состоящего из бацинета конца 14 в, миланских варежек примерно 1430-1440 г и жака конца 14 - середины 15-го века.
Жак белый (некрашеный), приталеный, вся вертикальная простежка, практически идентичный с жаком лучника на картине Мемлинга:

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век

И наконец, самый неоднозначный рисунок, авторства Ван Эйка, 1460-1480, лучник в белом жаке (1470-1480, Германия):

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век
Апокалиптическая сцена, распятие Христа. В центре справа изображен "мразный персонаж" - сарацин с турецким луком (!!!), в приталеном жаке ромбической простежки до талии, а ниже - горизонтальной.

Суммарно,

Цвета - только некрашеный (белый).
Фасоны: приталеные,
вся вертикальная простежка,
вся простежка квадратами,
рукава - с буфами квадратная и корпус квадратная,
рукава - с буфами и без простежки а корпус вертикальная,
рукава - диагональная а корпус квадратами,
рукава - только буфы ромбами а корпус до талии ромбы а ниже талии горизонтальная (прим. - экзотический сарацинский гад),
с воротником и без,
с обычными рукавами и с короткими рукавами-буфами,
распашные.

Налатники

Один из самых оригинальных налатников начала 15 в (1400-1410, Германия), очень похожий на жак с картины Ван Эйка:

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век
с короткими рукавамии до талии ромбической простежки, а ниже талии - горизонтальной.

Наиболее же типичные налатники на рыцарях в полных миланских доспехех - классической вертикальной простежки (Италия, 1406, 1410, 1430, 1450, 1492):

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век

Налатники на эсквайрах в полных доспехах, сопровождающих рыцарей на турнирном поле (из Книги Турниров Рене Анжуйского, 1475), очень похожи по фасону на налатник Черного Принца 14 века - с короткими рукавами-буфами, но разнообразных расцветок и прострочек - квадратами, ромбиком, горизонтальной:

Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век Стеганка жак гамбезон арминг дублет 15 век

Вот выдержка из "Книги Турниров" Рене Анжуйского, где рекомендуется одевать очень толстые пурпуэны-налатники, набитые ватой.
"It is necessary that the pourpoint be padded to three fingers' thickness on the shoulders and the length of the arms up to the neck, and on the back also, because the blows of maces and swords fall more frequently on these places than elsewhere."
[King Rene's Tournament Book]

Суммарно,

Цвета - разнообразные, наиболее популярны красный, зеленый, желтый, оранжевый, некрашеный
Фасоны: приталеные, и как накидка - "пончо",
вся вертикальная простежка,
вся простежка квадратами,
вся горизонтальная простежка,
рукава - буфы квадратами, корпус ромбами,
рукава - буфы и корпус ромбами,
рукава - только буфы ромбами а корпус до талии ромбы а ниже талии горизонтальная,
без воротника,
без рукавов или с короткими рукавами-буфами,
нераспашные.



эсквайр Энтони (Валлийский Отряд) © 2005

The Longbow Club, Лонгбоу Клуб © 2007
Все изображения и материалы на сайте являются собственностью их авторов.
При перепечатке материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
E-mail: info@longbowclub.ru Дизайн: Энтони © 2007